вторник, 1 октября 2013 г.

Математизация

Математизация    ~   характерная  черта  современной  науки  и  техники.
Человечество ныне, как никогда, осознало, что знание становится точным только тогда, когда для его описания удаётся использовать математическую модель.
Для решения педагогических задач нам требуется не только знание своего предмета и методики обучения, но и умение направить свою деятельность на формирование личности учащегося. В своей работе исхожу из того, что, педагогический процесс базируется на глубоком психолога - педагогическом анализе индивидуальных и возрастных особенностей личности. Большое значение надо придавать сегодня диагностике уровня сформированности личности школьника и проявлений её индивидуальности. Поэтому в процессе обучения и воспитания, я ориентируюсь на каждого ученика с его индивидуальной потребностно - мотивационной сферой и уровнем общего и умственного развития. При этом педагогическую деятельность планирую и провожу в расчёте на конкретный результат, ориентируемый на различные этапы развития, то есть подчиняюсь логике индивидуального развития учащихся.

Глубокая образовательная мотивация учителя стимулирует развитие таковой у учеников. Эффективность формирования учебной мотивации зависит от личностно развивающего потенциала учителя , т.е. готовности вступать с учеником в личностные отношения от способности и навыков учителя к управлению учебно - познавательной деятельностью учащихся с использованием различных педагогических технологий.
Различают 4 вида мотивации:
- мотивация по результату;
- мотивация по процессу;
- на оценку;
- на избежание неприятностей.
В связи с этим строю свою работу таким образом, чтобы способствовать мыслительной деятельности у учащихся, будить их инициативу фантазию творческий поиск. Стараюсь создать комфортный психологический климат на уроке.
Главную свою учительскую, а вообще и человеческую, задачу я вижу в том .чтобы помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью.
Замечу, что «не воспитать», «не формировать», а именно помочь ученику стать таковым, если он сам того захочет и приложит для достижения цели значительные усилия. А вот вызвать и поддержать такое желание - это для меня задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе ее приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы. Я убеждена ,что образование -процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным учитель не был.
Много внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях. Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи в том числе и так называемые мелочи. Стараюсь обращаться к ученикам по именам, ученики при ответе с места на уроке не встают, а отвечают сидя. Я отказалась то проверки на каждом уроке выполнения домашних заданий и опросов по домашнему заданию. Зато каждый урок начинается с фразы: «Какие есть вопросы по домашнему заданию?»
И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки или плохой отметки. Далее ответы на возникающие вопросы я предлагаю давать другим ученикам ,сама лишь комментирую или обобщаю, за исключением, тех случаев, когда никто из учеников не справился с предложенной задачей. Те ученики, которые отвечают на вопросы, тоже знают, что при любом ответе они не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую получить могут. И я с искренним удовольствием восхищаюсь иногда неожиданными решениями учеников и не стесняюсь открыто выражать свои чувства.
В моих классах нет дополнительных заданий для отстающих и переписываний контрольных работ, многочисленных пересдач, зато есть консультации для желающих, когда ученик может придти задавать любые интересующие его вопросы. К консультации нужно подготовиться, это уже само по себе организует ученика, стимулирует проявление активности.
Практикую и работы на длительный срок (практикумы) и домашние контрольные работы, но даже в классах с углублённым изучением математики при выполнении таких работ осуществляю дифференцированный
подход, как известно в таких классах происходит своя внутриклассная дифференциация учащихся.
Как известно математика предмет сложный и от других школьных предметов отличается и объёмом и насыщенностью материала, к сожалению, мы не можем задать законспектировать пять параграфов и пропустить ничего нельзя. И если на уроке звучит вопрос «А зачем всё это нужно и где всё это применяется?» стараюсь сразу по возможности ответить. Включение в урок математики элементов истории тоже способствует, укреплению познавательных интересов, углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
В старших классах применяю лекционно-семинарскую систему проведения уроков. Эта система предусматривает проведение следующих типов урока:
- урок;
- урок практических занятий;
- уроки семинарских занятий;
- зачёт, контрольная работа.
Провожу семинары различных типов, направленные на повторение, углубление, систематизацию и обобщение пройденного материала.
Применение этой системы позволяет изложить учебный материал укрупнёнными порциями, высвободить, таким образом, время для неоднократного повторения вопросов теории решения задач; развивает интерес к предмету, способствует успешной деятельности школьника. Избегаю создания атмосферы неизвестности - заранее сообщаю критерии оценок, программы зачётов и опросов.
Развитие способности мыслить свободно без страха, творчески - очень важная для меня педагогическая задача. С одной стороны, стараюсь развить критичность и непредвзятость мышления «Всё подвергай сомнению», в том числе и по отношению ко мне, учителю. Учитель не Бог и не носитель непреложной истины. Когда разбираю решения задач, стремлюсь показать несколько возможных решений и обсудить с учениками достоинства и недостатки разных подходов. И на вопрос ученика: «А как же все-таки поступать в той или иной ситуации?» Я честно отвечаю: «Не знаю. Это ваш выбор и ваша ответственность за этот выбор». Таким образом, в обучении возникает свобода выбора и мотивация его, учёба превращается в увлекательный процесс. Всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку или не точность в доказательстве или решении задачи.

Раскованности мышления способствует и правильное отношение к ошибкам. Иногда абсолютно убедительно привожу на уроке неверные доказательства или решения -ломаю стереотипы учительской непогрешимости, поощряю ученика, обнаруживающего ошибку. Работу на уроке стараюсь вести под девизом: «Ошибаться не стыдно - стыдно не думать!» Даю ученикам понять, что ошибка - нормальный этап в творческом действии, нет нужды впадать в панику, а необходимо продолжить поиск пути к цели.
Для меня математика, обучение математике не цель, а средство на пути совершенствования личности ученика. Поэтому для меня главное - давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен. Математика как предмет изучения даёт возможность развития таких качеств личности как аккуратность, точность в изложении своих мыслей, систематичность в работе, активность, ответственность. Наличие чётких критериев помогает ученику при целенаправленной работе над задачей формировать правильную самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соразмерять свои амбиции и желания с реальностью.
В этой связи хочу отметить, что для меня равно важны как успехи моих учеников в изучении углублённого курса математики, так и те случаи, когда общение со мной помогает, кому то из ребят осознать, что математика - это не его судьба.
«Школа - своеобразный институт знаний», выходя из стен которого ученики должны владеть определенными знаниями, умениями и навыками. Но как только ученики попадают в нестандартную ситуацию, в которой мало знать алгоритм решения данного типа задач, а необходимо еще владеть общими способами решения, картина резко меняется, поэтому основная проблема - как достичь успешности в обучении и как научить применять свои знания в особой ситуации, то есть добиться, чтобы ученики овладели общими способами решения математических задач.
Еще одно умение, которому стараюсь учить школьников - умение самостоятельно оценивать свои действия и их результаты. Здесь очень помогает тестирование -эффективная и удобная форма работы, как для учеников, так и для учителя. Эту форму работы я использую уже давно и думаю, что это помогает моим ученикам и в дальнейшем.


Комментариев нет:

Отправить комментарий