Математизация ~ характерная черта современной науки и техники.
Человечество ныне, как никогда, осознало, что знание становится точным только тогда, когда для его описания удаётся использовать математическую модель.
Для решения педагогических задач нам требуется не только знание своего предмета и методики обучения, но и умение направить свою деятельность на формирование личности учащегося. В своей работе исхожу из того, что, педагогический процесс базируется на глубоком психолога - педагогическом анализе индивидуальных и возрастных особенностей личности. Большое значение надо придавать сегодня диагностике уровня сформированности личности школьника и проявлений её индивидуальности. Поэтому в процессе обучения и воспитания, я ориентируюсь на каждого ученика с его индивидуальной потребностно - мотивационной сферой и уровнем общего и умственного развития. При этом педагогическую деятельность планирую и провожу в расчёте на конкретный результат, ориентируемый на различные этапы развития, то есть подчиняюсь логике индивидуального развития учащихся.
Глубокая образовательная мотивация учителя стимулирует развитие таковой у учеников. Эффективность формирования учебной мотивации зависит от личностно развивающего потенциала учителя , т.е. готовности вступать с учеником в личностные отношения от способности и навыков учителя к управлению учебно - познавательной деятельностью учащихся с использованием различных педагогических технологий.
Различают 4 вида мотивации:
- мотивация по результату;
- мотивация по процессу;
- на оценку;
- на избежание неприятностей.
В связи с этим строю свою работу таким образом, чтобы способствовать мыслительной деятельности у учащихся, будить их инициативу фантазию творческий поиск. Стараюсь создать комфортный психологический климат на уроке.
Главную свою учительскую, а вообще и человеческую, задачу я вижу в том .чтобы помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью.
Замечу, что «не воспитать», «не формировать», а именно помочь ученику стать таковым, если он сам того захочет и приложит для достижения цели значительные усилия. А вот вызвать и поддержать такое желание - это для меня задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе ее приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы. Я убеждена ,что образование -процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным учитель не был.
Много внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях. Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи в том числе и так называемые мелочи. Стараюсь обращаться к ученикам по именам, ученики при ответе с места на уроке не встают, а отвечают сидя. Я отказалась то проверки на каждом уроке выполнения домашних заданий и опросов по домашнему заданию. Зато каждый урок начинается с фразы: «Какие есть вопросы по домашнему заданию?»
И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки или плохой отметки. Далее ответы на возникающие вопросы я предлагаю давать другим ученикам ,сама лишь комментирую или обобщаю, за исключением, тех случаев, когда никто из учеников не справился с предложенной задачей. Те ученики, которые отвечают на вопросы, тоже знают, что при любом ответе они не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую получить могут. И я с искренним удовольствием восхищаюсь иногда неожиданными решениями учеников и не стесняюсь открыто выражать свои чувства.
В моих классах нет дополнительных заданий для отстающих и переписываний контрольных работ, многочисленных пересдач, зато есть консультации для желающих, когда ученик может придти задавать любые интересующие его вопросы. К консультации нужно подготовиться, это уже само по себе организует ученика, стимулирует проявление активности.
Практикую и работы на длительный срок (практикумы) и домашние контрольные работы, но даже в классах с углублённым изучением математики при выполнении таких работ осуществляю дифференцированный
подход, как известно в таких классах происходит своя внутриклассная дифференциация учащихся.
Как известно математика предмет сложный и от других школьных предметов отличается и объёмом и насыщенностью материала, к сожалению, мы не можем задать законспектировать пять параграфов и пропустить ничего нельзя. И если на уроке звучит вопрос «А зачем всё это нужно и где всё это применяется?» стараюсь сразу по возможности ответить. Включение в урок математики элементов истории тоже способствует, укреплению познавательных интересов, углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
В старших классах применяю лекционно-семинарскую систему проведения уроков. Эта система предусматривает проведение следующих типов урока:
- урок;
- урок практических занятий;
- уроки семинарских занятий;
- зачёт, контрольная работа.
Провожу семинары различных типов, направленные на повторение, углубление, систематизацию и обобщение пройденного материала.
Применение этой системы позволяет изложить учебный материал укрупнёнными порциями, высвободить, таким образом, время для неоднократного повторения вопросов теории решения задач; развивает интерес к предмету, способствует успешной деятельности школьника. Избегаю создания атмосферы неизвестности - заранее сообщаю критерии оценок, программы зачётов и опросов.
Развитие способности мыслить свободно без страха, творчески - очень важная для меня педагогическая задача. С одной стороны, стараюсь развить критичность и непредвзятость мышления «Всё подвергай сомнению», в том числе и по отношению ко мне, учителю. Учитель не Бог и не носитель непреложной истины. Когда разбираю решения задач, стремлюсь показать несколько возможных решений и обсудить с учениками достоинства и недостатки разных подходов. И на вопрос ученика: «А как же все-таки поступать в той или иной ситуации?» Я честно отвечаю: «Не знаю. Это ваш выбор и ваша ответственность за этот выбор». Таким образом, в обучении возникает свобода выбора и мотивация его, учёба превращается в увлекательный процесс. Всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку или не точность в доказательстве или решении задачи.
Человечество ныне, как никогда, осознало, что знание становится точным только тогда, когда для его описания удаётся использовать математическую модель.
Для решения педагогических задач нам требуется не только знание своего предмета и методики обучения, но и умение направить свою деятельность на формирование личности учащегося. В своей работе исхожу из того, что, педагогический процесс базируется на глубоком психолога - педагогическом анализе индивидуальных и возрастных особенностей личности. Большое значение надо придавать сегодня диагностике уровня сформированности личности школьника и проявлений её индивидуальности. Поэтому в процессе обучения и воспитания, я ориентируюсь на каждого ученика с его индивидуальной потребностно - мотивационной сферой и уровнем общего и умственного развития. При этом педагогическую деятельность планирую и провожу в расчёте на конкретный результат, ориентируемый на различные этапы развития, то есть подчиняюсь логике индивидуального развития учащихся.
Глубокая образовательная мотивация учителя стимулирует развитие таковой у учеников. Эффективность формирования учебной мотивации зависит от личностно развивающего потенциала учителя , т.е. готовности вступать с учеником в личностные отношения от способности и навыков учителя к управлению учебно - познавательной деятельностью учащихся с использованием различных педагогических технологий.
Различают 4 вида мотивации:
- мотивация по результату;
- мотивация по процессу;
- на оценку;
- на избежание неприятностей.
В связи с этим строю свою работу таким образом, чтобы способствовать мыслительной деятельности у учащихся, будить их инициативу фантазию творческий поиск. Стараюсь создать комфортный психологический климат на уроке.
Главную свою учительскую, а вообще и человеческую, задачу я вижу в том .чтобы помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью.
Замечу, что «не воспитать», «не формировать», а именно помочь ученику стать таковым, если он сам того захочет и приложит для достижения цели значительные усилия. А вот вызвать и поддержать такое желание - это для меня задача трудная и интересная, тем более что она не имеет однозначного решения и в каждом классе ее приходится решать заново, зачастую находя новые средства и методы. Я убеждена ,что образование -процесс обоюдный, и без активных усилий ученика обречён на провал, каким бы замечательным учитель не был.
Много внимания я уделяю созданию обстановки комфортности, атмосфере уважительности друг к другу на уроках и в других взаимоотношениях. Обстановка эта складывается не сразу, здесь важны многие вещи в том числе и так называемые мелочи. Стараюсь обращаться к ученикам по именам, ученики при ответе с места на уроке не встают, а отвечают сидя. Я отказалась то проверки на каждом уроке выполнения домашних заданий и опросов по домашнему заданию. Зато каждый урок начинается с фразы: «Какие есть вопросы по домашнему заданию?»
И ученики знают, что они могут задать любой вопрос, не опасаясь насмешки или плохой отметки. Далее ответы на возникающие вопросы я предлагаю давать другим ученикам ,сама лишь комментирую или обобщаю, за исключением, тех случаев, когда никто из учеников не справился с предложенной задачей. Те ученики, которые отвечают на вопросы, тоже знают, что при любом ответе они не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось неверным, а вот хорошую получить могут. И я с искренним удовольствием восхищаюсь иногда неожиданными решениями учеников и не стесняюсь открыто выражать свои чувства.
В моих классах нет дополнительных заданий для отстающих и переписываний контрольных работ, многочисленных пересдач, зато есть консультации для желающих, когда ученик может придти задавать любые интересующие его вопросы. К консультации нужно подготовиться, это уже само по себе организует ученика, стимулирует проявление активности.
Практикую и работы на длительный срок (практикумы) и домашние контрольные работы, но даже в классах с углублённым изучением математики при выполнении таких работ осуществляю дифференцированный
подход, как известно в таких классах происходит своя внутриклассная дифференциация учащихся.
Как известно математика предмет сложный и от других школьных предметов отличается и объёмом и насыщенностью материала, к сожалению, мы не можем задать законспектировать пять параграфов и пропустить ничего нельзя. И если на уроке звучит вопрос «А зачем всё это нужно и где всё это применяется?» стараюсь сразу по возможности ответить. Включение в урок математики элементов истории тоже способствует, укреплению познавательных интересов, углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
В старших классах применяю лекционно-семинарскую систему проведения уроков. Эта система предусматривает проведение следующих типов урока:
- урок;
- урок практических занятий;
- уроки семинарских занятий;
- зачёт, контрольная работа.
Провожу семинары различных типов, направленные на повторение, углубление, систематизацию и обобщение пройденного материала.
Применение этой системы позволяет изложить учебный материал укрупнёнными порциями, высвободить, таким образом, время для неоднократного повторения вопросов теории решения задач; развивает интерес к предмету, способствует успешной деятельности школьника. Избегаю создания атмосферы неизвестности - заранее сообщаю критерии оценок, программы зачётов и опросов.
Развитие способности мыслить свободно без страха, творчески - очень важная для меня педагогическая задача. С одной стороны, стараюсь развить критичность и непредвзятость мышления «Всё подвергай сомнению», в том числе и по отношению ко мне, учителю. Учитель не Бог и не носитель непреложной истины. Когда разбираю решения задач, стремлюсь показать несколько возможных решений и обсудить с учениками достоинства и недостатки разных подходов. И на вопрос ученика: «А как же все-таки поступать в той или иной ситуации?» Я честно отвечаю: «Не знаю. Это ваш выбор и ваша ответственность за этот выбор». Таким образом, в обучении возникает свобода выбора и мотивация его, учёба превращается в увлекательный процесс. Всегда благодарю ученика, если он мне указывает на мою ошибку или не точность в доказательстве или решении задачи.
Раскованности мышления способствует и правильное отношение к ошибкам. Иногда абсолютно убедительно привожу на уроке неверные доказательства или решения -ломаю стереотипы учительской непогрешимости, поощряю ученика, обнаруживающего ошибку. Работу на уроке стараюсь вести под девизом: «Ошибаться не стыдно - стыдно не думать!» Даю ученикам понять, что ошибка - нормальный этап в творческом действии, нет нужды впадать в панику, а необходимо продолжить поиск пути к цели.
Для меня математика, обучение математике не цель, а средство на пути совершенствования личности ученика. Поэтому для меня главное - давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен. Математика как предмет изучения даёт возможность развития таких качеств личности как аккуратность, точность в изложении своих мыслей, систематичность в работе, активность, ответственность. Наличие чётких критериев помогает ученику при целенаправленной работе над задачей формировать правильную самооценку, видеть истинный уровень своей подготовки, соразмерять свои амбиции и желания с реальностью.
В этой связи хочу отметить, что для меня равно важны как успехи моих учеников в изучении углублённого курса математики, так и те случаи, когда общение со мной помогает, кому то из ребят осознать, что математика - это не его судьба.
«Школа - своеобразный институт знаний», выходя из стен которого ученики должны владеть определенными знаниями, умениями и навыками. Но как только ученики попадают в нестандартную ситуацию, в которой мало знать алгоритм решения данного типа задач, а необходимо еще владеть общими способами решения, картина резко меняется, поэтому основная проблема - как достичь успешности в обучении и как научить применять свои знания в особой ситуации, то есть добиться, чтобы ученики овладели общими способами решения математических задач.
Еще одно умение, которому стараюсь учить школьников - умение самостоятельно оценивать свои действия и их результаты. Здесь очень помогает тестирование -эффективная и удобная форма работы, как для учеников, так и для учителя. Эту форму работы я использую уже давно и думаю, что это помогает моим ученикам и в дальнейшем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий