вторник, 1 октября 2013 г.

Умеем ли мы учиться?

В различных сложных видах человеческой деятельности разработаны и успешно применяются эффективные приемы обучения. Гимнаст, готовящий новую программу, начинает разучивания отдельных элементов. Лишь после того, как каждое отдельное упражнение в достаточной степени освоено, стыкаются между собой различные части программы и вся комбинация шлифуется в целом. Тем же действует и опытный пианист. Новая, технически сложная пьеса разучивается по кускам. Сложные пассажи, фигурации, октавные или аккордовые последовательности - всему этому уделяется отдельное внимание, вплоть до проигрывания специально подобранных упражнений, помогающие преодолеть конкретные технические сложности. Лишь затем пьеса проигрывается в целом и исполнение доводится до совершенства. По иному подходит к делу обычный ученик музыкальной школы. Он бессчетное число раз исполняет пьесу от начала до конца, спотыкаясь и запинаясь на каждом такте. Эффективность такого многомесячного «разучивания» близка к нулю
Положим, что некто желает научиться решать задачи определенного типа, допустим, показательные уравнения. Решение показательного уравнения, как правило, состоит из следующих этапов: а) сведение к алгебраическому (квадратному) уравнению, в) решение алгебраического уравнения и с) решение простейшего показательного уравнения. Следовательно, обучение решению показательного уравнений состоит, собственно, в овладении этапами а) и с). На деле же ученик, занимающийся показательными уравнениями, чуть ли небольшую часть времени занятий посвящает пункту в), то есть тому, что давно уже знает и умеет - решению квадратных уравнений. В то время как в момент обучения он должен сконцентрировать свое внимание прежде всего на пункте а). Весьма помогает такой концентрации прием решения задач «вприглядку». Откройте любой хороший задачник, содержащий достаточное количество показательных уравнений, и решайте их, начиная от простых задач, одними глазами, без помощи ручки и бумаги. «Решение» состоит в указании способа сведения данного показательного уравнения к алгебраическому, т. е. к обработке исключительно этапа а). Значительная доля показательных уравнений действительно решается «вприглядку». Пропускайте те задачи, для которых сведение к алгебраическому уравнению быстро не находится -над ними нужно подумать отдельно. За 15-20 минут такого «блицтурнира» с самим собой Вы научитесь большему, чем за 2 - 3 часа обычных занятий.
Изложенным методом можно отрабатывать существенные элементы решения задач самых различных типов. Конечно изредка, для контроля, решения некоторых интересных задач нужно проводить от начала до конца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий