В различных сложных видах человеческой деятельности разработаны и успешно применяются эффективные приемы обучения. Гимнаст, готовящий новую программу, начинает разучивания отдельных элементов. Лишь после того, как каждое отдельное упражнение в достаточной степени освоено, стыкаются между собой различные части программы и вся комбинация шлифуется в целом. Тем же действует и опытный пианист. Новая, технически сложная пьеса разучивается по кускам. Сложные пассажи, фигурации, октавные или аккордовые последовательности - всему этому уделяется отдельное внимание, вплоть до проигрывания специально подобранных упражнений, помогающие преодолеть конкретные технические сложности. Лишь затем пьеса проигрывается в целом и исполнение доводится до совершенства. По иному подходит к делу обычный ученик музыкальной школы. Он бессчетное число раз исполняет пьесу от начала до конца, спотыкаясь и запинаясь на каждом такте. Эффективность такого многомесячного «разучивания» близка к нулю
Положим, что некто желает научиться решать задачи определенного типа, допустим, показательные уравнения. Решение показательного уравнения, как правило, состоит из следующих этапов: а) сведение к алгебраическому (квадратному) уравнению, в) решение алгебраического уравнения и с) решение простейшего показательного уравнения. Следовательно, обучение решению показательного уравнений состоит, собственно, в овладении этапами а) и с). На деле же ученик, занимающийся показательными уравнениями, чуть ли небольшую часть времени занятий посвящает пункту в), то есть тому, что давно уже знает и умеет - решению квадратных уравнений. В то время как в момент обучения он должен сконцентрировать свое внимание прежде всего на пункте а). Весьма помогает такой концентрации прием решения задач «вприглядку». Откройте любой хороший задачник, содержащий достаточное количество показательных уравнений, и решайте их, начиная от простых задач, одними глазами, без помощи ручки и бумаги. «Решение» состоит в указании способа сведения данного показательного уравнения к алгебраическому, т. е. к обработке исключительно этапа а). Значительная доля показательных уравнений действительно решается «вприглядку». Пропускайте те задачи, для которых сведение к алгебраическому уравнению быстро не находится -над ними нужно подумать отдельно. За 15-20 минут такого «блицтурнира» с самим собой Вы научитесь большему, чем за 2 - 3 часа обычных занятий.
Изложенным методом можно отрабатывать существенные элементы решения задач самых различных типов. Конечно изредка, для контроля, решения некоторых интересных задач нужно проводить от начала до конца.
Положим, что некто желает научиться решать задачи определенного типа, допустим, показательные уравнения. Решение показательного уравнения, как правило, состоит из следующих этапов: а) сведение к алгебраическому (квадратному) уравнению, в) решение алгебраического уравнения и с) решение простейшего показательного уравнения. Следовательно, обучение решению показательного уравнений состоит, собственно, в овладении этапами а) и с). На деле же ученик, занимающийся показательными уравнениями, чуть ли небольшую часть времени занятий посвящает пункту в), то есть тому, что давно уже знает и умеет - решению квадратных уравнений. В то время как в момент обучения он должен сконцентрировать свое внимание прежде всего на пункте а). Весьма помогает такой концентрации прием решения задач «вприглядку». Откройте любой хороший задачник, содержащий достаточное количество показательных уравнений, и решайте их, начиная от простых задач, одними глазами, без помощи ручки и бумаги. «Решение» состоит в указании способа сведения данного показательного уравнения к алгебраическому, т. е. к обработке исключительно этапа а). Значительная доля показательных уравнений действительно решается «вприглядку». Пропускайте те задачи, для которых сведение к алгебраическому уравнению быстро не находится -над ними нужно подумать отдельно. За 15-20 минут такого «блицтурнира» с самим собой Вы научитесь большему, чем за 2 - 3 часа обычных занятий.
Изложенным методом можно отрабатывать существенные элементы решения задач самых различных типов. Конечно изредка, для контроля, решения некоторых интересных задач нужно проводить от начала до конца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий